| |||||
Вырезание из бумаги |
Каждый из нас хотя бы раз в жизни вырезал из бумаги новогодние снежинки, не подозревая, что занятие это называется вытинанкой (выцинанкой). Сегодня это целое направление в народном творчестве. Вообще, это вырезанные из бумаги орнаменты («вытинать» от белорусского «тщательно вырезать»). Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши. В XIX - начале XX века, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. Городские художники вовсю из черной бумаги вырезали точеные профили местных барышень. Кстати, и великие художники не чурались вытинанки: француз Анри Матис и российский Илья Репин отдали дань этому увлечению. Несколько слов об истории возникновения этого искусства. Им начали заниматься еще в древнем Китае, когда изобрели бумагу. Потом через Ближний Восток бумага, а вместе с ней и вытинанка, попали в Западную Европу. Начиная с XVI столетия «художественное вырезание» известно и в Беларуси. Правда, не как традиционный вид искусства, а как элемент оформления различной документации. Видом искусства вытинанка становится только к концу XIX столетия, когда купить бумагу можно было относительно дешево, и она стала доступна широким слоям населения. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. Оригинальные узорные вырезки из белой или цветной бумаги для украшения избы, выцинанки, получили распространение в польской деревне с середины 19 в. К концу 19 в. - начале 20 в. они стали повсеместным элементом декора. В различных местностях Польши декоративный характер выцинанок отличался большим разнообразием. Например, они именовались: струй – украшение, цацка, цацушка – игрушка, квятек – цветок, гвяздка-звездочка, тасемка – тесемка, встонжа – лента, рузга - ветка и т.д. По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы выцинанками каждый год перед (новым годом), рождеством, пасхой. Старые вьцинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы. Происхождение польской народной выцинанки не совсем еще ясно. Непосредственная связь ее с каким-либо иным видом крестьянского декора не прослеживается. Возможно, что с появлением в деревне глянцевой бумаги выцинанка заменила в некоторых районах давнюю роспись стен. В крестьянском быту хорошо известен способ украшения одежды аппликациями - выцинанками из кожи, с которыми могут быть связаны по технике выполнения бумажные выцинанки. В городе бумажными аппликациями украшали одежду из тюля, которую небогатые мещанки надевали на масленницу. В конце 19 в. - начале 20 в. трудно было представить себе деревенское жилище центральной и юго-восточной Польши без этого своеобразного украшения. Выцинанки вырезали большими пружинными ножницами, которыми в деревне стригут овец. Опытные мастера считают их более удобными, чем обычные маленькие ножницы. Для того, чтобы сделать простую выцинанку, берут лист бумаги, складывают его в 2, 4, 6, 8 или 16 раз и делают по сгибу разрезы по определенному рисунку. Складывая определенным образом бумагу и увеличивая число разрезов в определенных местах, получают выцинанки с замысловатыми узорами - геометрическими, стилизованным растительным и даже антропоморфным и зооморфным. Разновидностью выцинанок являются так называемые выклеянки - многоцветные декоративные композиции из частей, наклеенных друг на друга. К этому типу относятся многоцветные сюжетные выцинанки, изображающие деревенскую свадьбу, работу в поле, посиделки, плетение корзин и другие сценки из жизни крестьян. Среди выклеянок также выделяются несколько основных региональных видов:
Для белорусской вытинанки характерны следующие особенности:
В различных регионах Беларуси вытинанка так же имела свои отличительные особенности, они есть и сегодня. Но кроме этого наблюдаются ещё и различные тенденции к пониманию самого процесса развития вытинанки. Часть мастеров просто сохраняют традиционные формы в их неизменном виде. Такая вытинанка декоративна, и порой утилитарна. Некоторые мастера используя традиционные изобразительные мотивы и образы преподносят их в более современной форме, привлекая вытинанку к экспонированию на выставках, применению в полиграфии (иллюстрирование книг, открытки, календари и пр.), интеръере. Здесь она уже выступает как вид декоративно-прикладного искусства и несет оформительское начало. Есть и те, кто опираясь на принципы, характерные для белоруской вытинанки создают новые образы, преобразуют ее в иных формах. Можно выделить и ещё одно напраление, где вытинанка выступает уже как самостоятельный подвид графики. Рассмотрим некоторые наиболее глубинные архетипы. Они лежат в самой основе технологического исполнения вытинанки: симметрия центрическая (радиальная), зеркальная (осевая) и линейная (рапортная). Каждый вид симметрии отражает древнейшие формы человеческого мышления. Так центрическая – восприятие космоса, где центр – это человек, окружность – это его вселенная, цикличность природных явлений, круговорот. Широко распространенный мотив «снежинки», розетки, мандалы. Зеркальная – дуализм мира, разделение на день – ночь, мужское – женское, левое – правое, свет – темноту. «Вазон» в ткачестве и вышивке в вытинанке преобразился в Древо жизни (или Мировое древо), рущовку. Это один из самых излюбленных мотивов вытинанщиков. Не будем вдаваться в более подробное описание этого символа. Отметим лишь, что он так же является отражением космической оси, поэтому порой названия Мирового древа получают работы, мало напоминающие древо как таковое. Линейная симметрия отражает представления человека о бесконечности, где один – два – три, а дальше уже много. Она перешла в вытинанку в большей степени из ткачества и очень широко используется в её фрагментах. Кроме этого есть символы, которые достаточно древни по своему происхождению. Таким, например, является символ яйца. Как непременный атрибут Пасхи он используется мастерами вытинанки для создания поздравительных открыток. Но так же рассматривается и в своей самости. Если рассматривать вытинанку более детально, то можно заметить, что есть мотивы, наиболее часто используемые мастерами. К ним можно отнести птиц: голуби, петухи, павлины, некие декоративные сказочные птицы. Все они имеют широкое распространение в белорусской мифологии, которая находит своё проявление в сказках, поверьях, приметах, гадания, народном соннике. Цветы используются как детали, розетки, они же «снежинки», а так же как самостоятельные работы. Встречаются так же фигуры людей как элементы композиции, и эти фигуры очень стилизованы. Персонажи мифологии – палявик, лясун, Рай, Жытняя баба, Чур – иллюстрирование сказок, мифов, обрядов, праздников. Это уже более позднее явление, которое появилось в последние 10 лет и «моду» на них ввела Молодеченская школа вытинанки. Вырезают животных, чаще как сказочных, фольклорных персонажей, но все они несут на себе мифологический, тотемный, обрядовый подтекс. Широкое распространение сегодня получило вырезание архитектурных форм (чаще культовых храмов). Кроме того, как детали вытинанки, используются те же ромбовидные, прямоугольные, круглые, треугольные формы с таким их наполнением, какое мы встречаем в вышивке, ткачестве, резьбе по дереву, ковке. Можно ли утверждать, что смысл, вкладываемый в них в вытинанке тот же, что и в перечисленных видах традиционного искусства. Возможно, да. Ведь эти виды не существуют отдельно друг от друга, они плотно связаны между собой и взаимодополняемы. И те символы, которые используются в одном из видов, плавно перетекают в другой, изменяясь лишь настолько, насколько этого требует соответствующая техника. Вытинанки притягивают внимание не только народных мастеров, но и профессиональных художников, которые как бы заново открывают для себя ее своеобразные возможности. Предлагаю посмотреть работы Питера Каллесена, и самим попробовать сделать какую-нибудь простенькую работу из обычного листа формата А4 используя только ножницы, клей и руки. |